Образование в Таловском районе | Администрация Таловского муниципального района

Образование в Таловском районе

[ A+ ] /[ A- ]

Официальный сайт отдела образования Таловского района — http://talrono.ru/

Структуризация сети образовательных учреждений осуществляется в Таловском муниципальном районе по вертикали от дошкольного к общему образованию в соответствии с потребностями населения района и с учетом проявившихся в последние годы демографических факторов.

Дошкольное образование

img_7077

Система дошкольного образования района включает в себя 9 дошкольных казенных образовательных учреждений и 9 дошкольных групп на базе структурных подразделений дошкольного образования МКОУ Александровской, Докучаевской, Еланской, Никольской, Новотроицкой СОШ, Чигольской СОШ им. П.А. Черенкова, МКОУ Димитровской, Ильинской, Степной ООШ.

В 2015 г. открыты структурные подразделения дошкольного образования в МКОУ Докучаевской СОШ (30 мест) и Димитровской ООШ (30 мест). Количество воспитанников системы дошкольного образования области составляет 1123 ребенка.

Основное общее образование

%d0%b2%d1%8b%d1%81%d0%be%d0%ba%d0%b8%d0%b9

В районе стабильна сеть общеобразовательных учреждений, удовлетворяющая образовательные потребности населения — 27 школ. Из них 17 среднего, 10 основного общего образования. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений в Таловском муниципальном районе осуществляется с 2008 года.

Оценка качества результатов обучения на всех ступенях общего образования осуществляется в рамках региональной системы оценки качества образования (РСОКО) в Воронежской области.

Показателями устойчивости системы образования является результативность учебной деятельности. В 2015-2016 учебном году наметилось снижение данных показателей: 99,52% — успеваемость (2014-2015 уч. г. – 99,75 %); 48,7 % — качество знаний (2014-2015 уч. г.- 51,31 %); более 50% — качество знаний в 33 % школ, что ниже предыдущего на 30%.

Государственная итоговая аттестация в 9 и 11 классах проходила в соответствии с Порядками проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования.

Одним из ключевых направлений развития общего образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» названо создание и развитие системы поддержки талантливых детей. Эффективной  формой   работы  по выявлению   и стимулированию   способных  и  одаренных   детей, роста  интереса   к  знаниям  у  школьников   является  участие   во  Всероссийской олимпиаде  школьников, возможность  участвовать  в   которой  есть у  каждого   ученика 7-11 классов.

В районе отработан механизм учета достижений талантливой молодежи: поощрения на уровне администрации района, отдела по образованию: вручение дипломов, благодарственных писем, премий, ценных подарков.

Таким образом, работа с одаренными детьми стала неотъемлемой частью развития общеобразовательных учреждений района.

Обучающиеся школ района принимали в 2015-16 уч. году активное участие в конкурсах различного уровня:

Уровень Количество конкурсов Количество участников Количество победителей, призеров, лауреатов, дипломантов
Международный 10 50 23
Всероссийский 42 заочных 282 121 (заочные и дистанционные)
Региональный 51 567 107

25 старшеклассников (11 класс) из 9 школ района приняли участие в областной программе «Интеллектуальные ресурсы Воронежской области», которая является составной частью центральной программы Российского Союза Молодежи «Российские интеллектуальные ресурсы». Данные обо всех 19 участниках включены в специальный справочник «Золотая книга Воронежской области: лучшие учащиеся и студенты», участникам вручены именные сертификаты.

Реализация различных направлений воспитательной деятельности осуществлялась через общешкольные внеклассные мероприятия, классные часы, участие в районных, областных, всероссийских конкурсах, акциях, конференциях, а также организацию внеурочной деятельности, работу кружков и секций, деятельность школьных детских организаций и районной организации «Радуга».

По линии Центра занятости населения на  базе  некоторых   образовательных  учреждений работают   ремонтно  — строительные  бригады, которые занимаются подготовкой  школ  к новому  учебному  году.

Школьники 7-11 классов принимают активное участие в профориентационных мероприятиях: «День открытых дверей», «Моя будущая профессия», во встречах с представителями ВГПУ, ВИВТ, ВГЛТА, ВГУИТ. МКОУ Каменностепная СОШ им. А.М. Иванова и Таловская СОШ в сотрудничестве с ВГАСУ продолжили сотрудничество по довузовской подготовке выпускников.

ФГОС

4

Важным событием в модернизации образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов, в основу которых заложены компоненты решения практических задач, система требований, обеспечивающих качество образования и гарантии, которые образовательное учреждение обязано дать своим ученикам. В 2015-2016 уч. году в 27 общеобразовательных учреждениях реализовывался ФГОС на ступени начального общего образования. Результаты обучения положительные. Все дети усвоили программный материал при качестве знаний свыше 50 %. В течение 4-х лет педагоги начальных классов школ района освоили новые варианты учебных программ, успешно завершили обучение в 1-4-х классах по ФГОС НОО. В 2015 – 2016 учебном году впервые была проведена апробация Всероссийских проверочных работ, целью которых на федеральном уровне являлся мониторинг результатов введения ФГОС и формирование базы результатов учащихся, а на уровне образовательной организации – корректировка образовательного процесса.

Внеурочная деятельность

%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%ba%d0%b0%d0%bc-%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bf%d1%8c

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность в школах осуществляется по нескольким направлениям: «Социальное проектирование», общеинтеллектуальное «Успешное чтение», «Химия и жизнь»; гражданско-патриотическое «Краеведение»; художественно-эстетическое «Мир танца», «Музыкальный калейдоскоп»; духовно-нравственное «Я — исследователь родного края»; техническое «Робототехника». Организованы научные общества учащихся для реализации внеурочной деятельности в рамках учебных предметов.

Детско-юношеская спортивная школа

%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%8f-%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%b1%d0%be

Целью деятельности педагогического коллектива МКОУ ДО Таловская ДЮСШ является: «Совершенствование психолого-педагогических условий, способствующих саморазвитию личности, её социальной адаптации к жизни и деятельности, формированию здорового образа жизни». Реализацию поставленных задач осуществляют 22 тренера – преподавателя, из них 3 чел. имеют ВКК.

В 2015 – 16 учебном году численность учащихся ДЮСШ составила 717 человек, из них занимаются в:

спортивно — оздоровительных группах – 153 чел. (9 групп);

группах начальной подготовки — 277 чел. (17 групп);

учебно-тренировочных группах – 287 чел. (23 группы).

В прошедшем учебном году открыто отделение художественной гимнастики: на базе ФОК «Молодежный» сформированы 2 спортивно – оздоровительные группы и 1- на базе МКОУ Степной школы. Окончили спортивную школу 29 воспитанников. На следующий учебный год переведено 688 человек, сохранность контингента учащихся составляет 96 %. В целом наблюдалась положительная динамика физической подготовленности учащихся, рост спортивных результатов, что положительно сказывалось на соревновательной деятельности. 770 чел. приняли участие в соревнованиях: 22 районных -300 чел. – 158 призеров; 44 областных – 424 участника – 252 призера; в 11 всероссийских – 46 чел. — 33 призера. Подготовлено кандидатов в мастера спорта 1 чел. Выполнили: 1 спортивный разряд — 10 чел., массовые в 2015 г.-127 чел., 2016 г.-112 чел.

Детско-юношеский центр им. Ю.Т. Титова 

МКОУ ДО Таловский ДЮЦ — многопрофильное учреждение, основными направлениями деятельности которого являются: образовательная, методическая, организационно-массовая, административно-хозяйственная, работа с родителями. В истекшем учебном году в 52 группах обучалось 789 воспитанников, из них 102 дошкольника, 413 учащихся 1-4 кл., 199 человек — 5-8 кл., 75 старшеклассников. Работало 5 образовательных площадок на базах школ и дошкольных учреждений (18 учебных групп – 292 обучающихся). Контингент обучающихся сохраняется в сравнении с предыдущим годом. В Центре реализовывались 25 образовательных модифицированных программ четырех направленностей (художественной- 88,5% от общего числа воспитанников, туристско-краеведческой-2,2%, естественнонаучной-1,6%, социально-педагогической-7,7%), которые ориентированы на широкий спектр познавательных интересов детей и подростков от 5 до 18 лет, формирование научного кругозора, общекультурных интересов, на развитие навыков самообразования, умения мыслить творчески и независимо, на утверждение в сознании ребенка приоритетов общечеловеческих ценностей. Образовательные программы рассчитаны от 1 до 5 лет обучения.  В 2015-2016 учебном году учебно-воспитательную деятельность осуществляли 19 педагогических работников.

Разноплановая образовательная деятельность ДЮЦ дает положительные результаты. 91 призовое место заняли воспитанники Центра в олимпиадах, конкурсах, смотрах различных уровней. Система воспитательной работы внутри детско-юношеского центра способствует раскрепощению личности ребенка. Она направлена на сплочение детского коллектива, пропаганду работы ДЮЦ средствами концертных выступлений, клубных занятий, выставок, проведения акций, конкурсов, праздников. Ярким показателем творческих достижения обучающихся стала Неделя дополнительного образования, включавшая олимпиаду по декоративно-прикладному творчеству.

Центр является%d1%80%d0%b0%d0%b4%d1%83%d0%b3%d0%b0 координатором деятельности районной детской организации. На счету СДО « Радуга» много интересных, социально значимых дел. В прошедшем учебном году ребята участвовали в движении «Экопазл», включающем несколько мероприятий: конкурс экологический презентаций, конкурс мастер-классов из вторсырья, акцию «До и после», экологическую конференцию, акцию «Первоцвет», фотоконкурс «Мой домашний любимец». Запланированные мероприятия были значимыми, многие из них прошли впервые. Их реализация, безусловно, способствовала экологическому воспитанию детей, активизировала работу детских общественных организаций, школьных коллективов в целом. За данную работу коллектив МКОУ ДО Таловского ДЮЦ был награжден грамотой областного Департамента экологии и природных ресурсов.

Результаты рейтингования деятельности учреждений дополнительного образования области за 2015 г., проводимого Департаментом образования, науки, спорта и молодежной политики Воронежской области, говорят о высоком уровне образовательной и воспитательной работы коллектива педагогов и воспитанников Центра.

Динамика изменений сети образовательных

организаций района

МКОУ СОШ МКОУ ООШ МКДОУ Структурные подразделения дошкольного образования в МКОУ
2013-2014 гг. 17 11 10 6
2014-2015 гг. 17 10 10 7
2015-2016 гг. 17 10 9 9

Сложившаяся в течение последних лет демографическая ситуация повлияла на снижение контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В 2015-2016 учебном году на старшей ступени обучалось 354 человека, выпускников 11-х классов – 183 чел, общий контингент обучающихся – 3357 чел. (3403 чел. — 2014-2015 уч. год).

Органы системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и их родителей

         Функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей и совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными возложены на муниципальный отдел по образованию администрации Таловского муниципального района.  Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии с ГК РФ, СК РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ и региональным законодательством. Специалисты опеки и попечительства по вопросам выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по делам несовершеннолетних, отделом социальной защиты населения, администрациями сельских поселений, руководителями образовательных учреждений, органами здравоохранения и населением района.

Основной задачей этой работы является социальная и правовая защита несовершеннолетних граждан, недееспособных граждан.

По-прежнему высок процент «социальных сирот» от общего числа выявленных. В связи с этим, одним из главных (приоритетных) направлений в деятельности всех заинтересованных служб района на ближайшие годы есть профилактика семейного неблагополучия и работа с «кровной семьёй».

          На учете состоят 45 неблагополучных семей, в которых воспитываются 83 ребенка.

Родители, уклоняющиеся от воспитания детей, в отношении которых профилактическая работа не приносит положительных результатов, рассматриваются на заседаниях КДН и ЗП, привлекаются к административной ответственности, лишаются права быть родителями.

Семейная форма устройства выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одно из главных направлений в работе органа опеки и попечительства.

У каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье. По устройству выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  ведется огромная работа.

Динамика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи   (2014-2016 гг.).

2014 2015 1 полугодие 2016
Число выявленных детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 33 27 5
Число детей, переданных на воспитание в семьи 33 27 5
Детей-сирот 11 3 0
% устроенных в семью 100 100 100

Перспективные задачи образования

Анализируя состояние  и  результаты деятельности  муниципальной  системы образования можно сделать следующие выводы. На муниципальном уровне осуществляются реальные шаги по обеспечению системы образования ресурсами, соответствующими уровню решаемых задач, и повышению эффективности их использования. В существующей сети дошкольного, общего и дополнительного образования:

1) обеспечиваются гарантии доступности качественного образования для различных категорий обучающихся (воспитанников) в соответствии с установленными законодательством требованиям;

2) обеспечивается выполнение федерального государственного образовательного стандарта;

3)создаются условия для повышения личностного смысла образования и формирования у учащихся способности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач.

В районе создана и активно развивается система по здоровьесбережению обучающихся и воспитанников, которая способствует положительным изменениям в вопросах сохранения и укрепления  их  здоровья.

Позитивные изменения в муниципальной системе образования – есть результат деятельности всего педагогического сообщества, эффективного управления, полученные в совместной деятельности с администрацией района, общественностью, районным родительским Советом и другими социальными партнёрами.

Вместе с тем, система образования Таловского муниципального района продолжает реализовывать поставленные ранее задачи:

1) формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Таловского района;

2) развитие инфраструктуры и организационно — экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

3) модернизация основных образовательных программ образовательных учреждений в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

4) развитие потенциала учреждений дополнительного образования детей в формировании мотивации к познанию и творчеству, создание среды и ресурсов открытого образования для позитивной социализации и самореализации детей и молодежи;

5) обеспечение эффективного оздоровления, отдыха и занятости, развития творческого, интеллектуального потенциала и личностного развития детей и молодежи;

6) обеспечение финансирования содержания казенных учреждений согласно утвержденным сметам.

Администрация Таловского муниципального района